19 июля 2023 г. руководитель социального отдела Владивостокской епархии протоиерей Александр Талько, руководитель направления защиты семьи и материнства протоиерей Андрей Метелев, руководитель АНО «Колыбель» Виктория Житкова приняли участие в стратегической сессии министерства здравоохранения Приморского края «Семья в ситуации репродуктивного выбора».
Текст доклада протоиерея Александра Талько «Есть ли у нас выбор?»
- Оценка понятия «репродуктивный выбор».
Репродуктивный выбор – это выбор беременной женщины между вынашиванием плода и прерыванием беременности. В соответствии с действующим российским законодательством любая женщина имеет право на искусственное прерывание беременности, то есть по закону женщина вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве, т.е., «планировать» рождение детей.
Где здесь место для семьи, отца, врача, общества, Родины, Бога? На этом определении и подходе дисскуссию о демографической проблеме можно закрывать. Наш век отличается особым распространением подмены понятий и их манипуляцией. И репродукция человека стала предметом манипуляций.
В данном определении «репродуктивный выбор» репродукция человека лукаво подменяется понятием «планирования семьи», суть которого, по своей сути, сводится к лишению людей чадородия.
- Может ли нищета быть связана с чадородием?
Прерывание беременности – это ложный выбор. В жизни каждого христианина может быть только один выбор – это чадородие. Особенно, в условиях нынешнего демографического кризиса, по сути, вымирания нас, как биологического и социального вида. Самый распространенный аргумент в «планировании семьи»: «не нужно плодить нищету». Сама жизнь опровергает ложность такого подхода. Я знаю об этом и на моем личном опыте: меня (моего младшего, старшего брата и старшей сестры), могло и не быть, если бы в послевоенное непростое время, мягко говоря, мои родители руководствовались подобной логикой и остановились бы на трех детях. Есть измерение другого порядка-духовного: «Бог дает ребенка, дает и на ребенка». В этом можно убедится и в наши дни. Находясь в одинаковых условиях житейских трудностей, мы видим, что среди религиозных семей гораздо чаще встречаются многодетные семьи. Одним из примеров является и наша Православная гимназия, в которой меньше 3-х детей считается иметь неприлично. В этом нам могут быть примером и мусульманские семьи. Общался со знакомым, соседи которого приехавшие из ближнего зарубежья мусульмане. Он с удивлением говорит, что, не смотря на, мягко говоря, скромные условия проживания этой семьи, у них уже родился третий ребенок. И у кого будет нищета? Очевидно, что к нищете приводит не рождение детей, а их ограничение. Уже сейчас мы видим, что свято место пусто не бывает. Только за то, что человек рожает детей во исполнение заповеди, Бог обязательно поможет. И обязательно накажет за грх детоубийства.
- Вклад Русской Православной Церкви в решении демографической проблемы: зри в корень.
Очень много в Церкви делается для поддержки семьи, материнства,отцовства: материальная помощь участие в предабортном консультировании и пр. Мне бы хотелось сделать акцент на инициативе нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который настойчиво отстаивает инициативу о вынесении абортов из ОМС, как первого шага на пути их запрета. Пока наши налоги идут на этот грех, вопиющий Богу об отмщении, все мы соучастники этого преступления. Для духовных людей очевидно, что и нынешняя СВО, одной из причин имеет и наш грех детоубийства: до сих пор мы сами убиваем внутриутробно сотни тысяч-миллионы младенцев. Это сопоставимо с активными многолетними боевыми действиями без СВО. Именно продолжающийся грех детоубийства может быть и причиной дополнительных сложностей и в достижении так необходимой нам Победы в нынешних условиях СВО.
- Медицина крайне нуждается в освобождении ее от обязанности убивать внутриутробно детей.
Мне, как врачу, очень больно за мою родную медицину. Как могло получиться, что частью самой гуманной и жизнеутверждающей профессии, могли стать действия, не относящиеся к понятию врачевания, сохранения жизни, лечения, а беременность, априори, стала патологией, требующей оперативного вмешательства с целью лишения жизни младенца и калечения женщины, по сути – убийству материнства в ней? Для меня самого эти очевидные истины открылись далеко не сразу. Только по мере воцерковления и изучения духовных законов, для меня это стало очевидным. Мы, по понятным причинам, радуемся уменьшению статистических показателей количества абортов. Но пришло время обратить внимание на важность оценки снижения абортов не только по их количеству, но и по показателям рождаемости. Рождаемость то не растет. И что толку, когда аборты снижаются, а рождаемость не растет? Значит есть «лазейки»: отсутствие мотивации к рождению детей, проблемы в создании семьи, проблемы отцовства, не учтенные аборты (прежде всего, гормональные, на дому) и пр. Т.е., мы продолжаем вымирать.
- Точка невозврата в демографии.
В решении демографической проблемы очень большим подспорьем стал материнский капитал и всяческие доплаты на ребенка. Но, как говорится, если бы это лет 20-25 назад. Уже тогда представители Русской Православной церкви, основываясь на мнении демографов отмечали, что мы потеряли реальную возможность воспроизводства населения нашей страны: суммарный коэффициент рождаемости для сохранения простого воспроизводства населения России перешагнул красную черту, которая составляет 2,12 промилле. При таком положении вещей население обречено на убывание. Это то, что касается законов материи. То есть, хочу подчеркнуть, что по законам материи, которыми руководствуется и наука демография, уже давно мы исчерпали свои возможности, т.е., мы утратили возможность воспроизводства себя, как вид. В таких условиях надежда может быть основана только на том, кто превыше законов материи – на Боге, как говорится, невозможное человеку, возможно Богу: Евангелие от Матфея 19 гл, стих 26: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Исходя из этой логики, одной материальной поддержки в решении демографической проблемы явно не достаточно. Крайне нужно воспитание в человеке потребности в чадородии, что не разрывно связано с опытом традиционных религий нашей Отчизны. Конечно, как известно, насильно мил не будешь. «Загонять» в храмы не принято и не кто ни кого не будет. Но нужно называть вещи своими именами: без преувеличения нужно признать, что если нам и надеяться, то только на чудо Божье. Это возможно, если мы предоставим место Богу в своей жизни. Одним из наглядных проявлений потребности Бога в нашей жизни является наполняемость наших храмов во время воскресных и праздничных богослужений. Не смотря на то, что уже не однократно «гремит гром», а русский мужик все не крестится, т.е. упрямо в храм не идет. Уже и эпидемию пережили, и военные действия многих коснулись, а храмы наши полупустые. Если мы хотим реально преодолеть все сложности нынешней действительности, нужно идти к Богу, исправляться в своих грехах, отказаться от детоубийства. История святой Руси преизобилует примерами именно Божьей помощи, когда человеческие возможности были исчерпаны. Думаю, наивно думать и сейчас, что только военной силой мы сможем выдержать ополчение «западной цивилизации» против нас, или преодолеть «демографическую яму» без Божьей помощи.
Спасибо за внимание!